Рассказывают участники проекта

Екатерина Алексеева — архитектор, АНО «Институт археологии Севера»:

«Найденные в поселении «Каюково-2» постройки замерили, сделали чертежи и начали реконструкцию жилища эпохи неолита. Причем важным вопросом, который предстояло изучить, была метрическая система древних людей. Как проводили замеры, если не было линеек и рулеток? Археологи разработали систему измерений, приняв за меру длины рост человека. А определяя размеры сооружения, ориентировались на количество людей, которые должны были в нем размещаться: поставили всех в шеренгу и сделали отметки длины стен».

Олег Кардаш — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник СурГУ, директор АНО «Институт археологии Севера»:

«Ранее архитектурная реконструкция поселений по археологическим данным осуществлялась нами только на бумаге или в компьютерных программах. Однако при такой реконструкции, нельзя быть уверенным, будет ли держаться это сооружение в реальности. Для проверки нашей гипотезы о структуре, форме и составе архитектуры сооружения «Каюково-2» мы провели научный эксперимент, который проходил в рамках реализации проекта «Архитектура древней Югры», поддержанного Фондом президентских грантов. В соответствии с археологическими данными, мы построили реконструкцию жилища поселения «Каюково-2». Часть параметров для построения жилища, мы взяли из археологических материалов: размер элементов сооружений, материал, способ фиксации деталей, глубина котлована и прочее. Так как сооружение было представлено руинами, мы имели не все данные о реконструируемом строении. В частности, по археологическим материалам невозможно было определить высоту сооружения, узнать его параметрические характеристики, используемую меру длины, инструменты и сырье для строительства. В результате на бумаге нами был создан чертеж реконструкции строения, в котором часть параметров была относительно точной, а часть примерной. В соответствии с ним было решено провести научный эксперимент по воссозданию строения Каюковской культуры в реальности. Некоторые гипотезы подтвердились, некоторые — нет. По результатам поставили задачи для нового эксперимента. Процесс познания продолжается».

Денис Плеханов - индустриальный дизайнер, партнер проекта:

«В результате визуализации эксперимента была создана реалистичная модель одного жилища в масштабе 1:1 в программе Blender. В ходе работы над проектом созданы модели бревен, земли, ландшафта и других объектов. Проведено размещение и создание образа готовой постройки в соразмерном масштабе на площадке ландшафта. Для объектов созданы уникальные материалы деревьев, земли, песка и мха. После этого модель была подготовлена к рендерингу: созданы реалистичные изображения с двух ракурсов в поэтапной сборке здания (от пустого ландшафта до готового проекта) и изображение внутреннего пространства жилища - интерьер постройки. 3D модели опубликована на онлайн-площадке sketchfab.com»

Анна Сизова — студентка СурГУ, участник эксперимента:

«Сложность и особенность проекта заключалась в том, что строить пришлось древними орудиями: палками-копалками, топорами, мотыгами. Это очень тяжелый физический труд. Мы копали котлован лопатами тех времен, валили тяжелые деревья руками и каменными топорами, сами переносили их на место эксперимента. По плану размеры жилища составляли 2,5 на 2,5 м, в глубину котлован достигал 80 см. Его выкапывали я и мой коллега по экспедиции палками-копалками в течении четырех дней. Острым концом копалки мы копали землю. Небольшая педаль, которая располагалась в нижней части орудия служила упором для ноги. Так как инструмент имеет изогнутую форму, им было удобно ровнять стенки котлована и загребать землю на импровизированную шкуру (ее роль успешно выполнял мешок) и уже с нее высыпать песок за пределы постройки».

Ссылка на полный текст интервью

Антон Родионов — кандидат исторических наук, партнер проекта, создатель учебной коллекции реплик каменных орудий:

«Для коллекции мы отбирали самые характерные формы каменных орудий разных эпох каменного века: от раннего палеолита до неолита. Это наиболее показательные вещи, найденные на территории России и Европы. Ориентировались на научные публикации. Во время проведения эксперимента использовали топоры клиновидного сечения и желобчатые, строгальные ножи. А с их помощью изготовили деревянные лопаты (палки-копалки), клинья для раскалывания бревен, измерительные и калибровочные палки. Замерили время на их изготовление и трудозатраты. Провели мастер-классы для студентов по изготовлению каменных орудий».

Ссылка на полный текст интервью