Этнографические исследования традиций керамического производства о. Хайнань

12-30 апреля 2018 г. в рамках реализации проекта «Этногенез и антропогенез азиатских народов Северной Евразии (палеоазиаты и азиатский этнический компонент народов Севера)», включающего в себя изучение культурно-исторических процессов на территории Восточной Азии, а именно палеогенезиса азиатских народов Северной Евразии и Западной Сибири, была предпринята первая этнографическая экспедиция на юг Китая, остров Хайнань, под руководством О.В. Кардаша, имеющая своей целью поиск элементов доземледельческой экономики первичной азиатской общности, представители которой могли расселиться по всей Северной Азии и поучаствовать в формировании западно-сибирской расы.

На сегодняшний день вопрос происхождения технологии керамического производства, первого синтетического материала, искусственно созданного человеком, конвергентны или дивергентны ли зафиксированные центры гончарства, не имеет однозначного ответа. Существует общемировая проблема определения места происхождения и распространений технологий керамического производства в раннем неолите, которой посвящают различные европейские гранты, например, «Хронология и периодизация раннего неолита Северной Евразии» под руководством директора Арктического центра Гронингенского университета Нидерландов Питера Джордана. На данный момент зафиксированы несколько центров - в Юго-Восточной Азии, на среднем Хуанхэ, в верховьях Тигра и Евфрата, в районе нижнего Нила. Реализация данных общемировых задач археологии имеет большое значение, мы, как часть этого проекта, зная о том, что существует центр в Юго-Восточной Азии и что керамическое производство не могло возникнуть в Северной Азии самостоятельно, ставим своей задачей установить, как и когда оно распространялось, конвергентно или дивергентно происхождение технологий изготовления керамической посуды, потому как известны датировки первых керамических изделий Северо-Западной Сибири достаточно ранние – конец 6 – начало 7 тыс. до н.э. Для анализа технологий и путей распространения керамических традиций мы обращаемся к одному из наиболее архаичных центров – Юго-Восточной Азии.

Первый этап экспедиции направлен на реконструкцию керамического производства аборигенного населения о. Хайнань – народа ли (黎族). Выбор именно этой этнической общности неслучаен, т.к. их предки прибыли с континента на остров еще в неолите и существование в изоляции в течение многих веков позволило народу ли сохранить многие древние традиции практически в первозданном виде вплоть до наших дней. Целью исследования является введение в русскоязычный научный оборот сведений о малочисленных народах Юго-Восточной Азии в районе Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей (т.е. в районе очага первичного расообразования), ведущих традиционное хозяйство и сохранивших архаичные черты изначальной палеоазиатской культуры, характерной и для народов Северной Евразии.

Археология неолита острова Хайнань изучена крайне скудно и насчитывает только несколько слабо изученных стоянок с керамикой с геометрическим орнаментом. У ли нет письменности, поэтому нет и источников, фиксирующих историю и развитие керамического производства, тем не менее, археологические материалы свидетельствуют о шеститысячелетней истории керамики на Хайнане. Первые письменные упоминания о ли относят нас к династии Хань, а в сунской хронике Чжао Жугуа «Чжу фань чжи (Описание всего иноземного)» (1225 г.) упоминается, что ли «из земли делают котлы и посудой им служат тыквы-горлянки». В цинской «Тянься цзюньго ли дин шу (Книга достоинств и недостатков областей и уделов Поднебесной)» Гу Яньу говорится, что ли использовали «кору как одежду, а глину для котлов». Более подробное описание мы находим у немецкого антрополога Ши Тубо в книге «Народ ли острова Хайнань»: «ли делали сосуды простой формы – урны, горшки, кувшины, блюда».

Гончарство, женское дело у ли, уходит своими корнями в древность и принципы изготовления керамики наследованы от предков, о чём свидетельствуют архаичные методы конструирования сосудов из широких лент и обжиг не в печах, а в открытом огне при температуре, соответственно, не более 1000 градусов. Гендерное деление, когда мастерство передавалось только по женской линии, от матери к дочери или от свекрови к невестке, зафиксировано в китайских письменных источниках, где утверждалось, что женщины занимались производством посуды, а мужчины – сбытом готовой продукции. Так они могли обменять котел, например, на меру шаньланьского риса, равного объемам этого котла. Часто путь до соседних деревень пролегала по опасным горным тропам гор Учжишань.

Каолиновые глины хороши и не требуют добавления отощителей. У ли керамика некрашенная и сохранят цвет, полученный при обжиге, достаточно простая по форме. Это действительно одна из наиболее архаичных форм производства керамики, сохранившаяся в наши дни – с использованием орудий из дерева или бамбука, нескольких раковин и самодельного сита, без использования гончарного круга или специальных печей. Очень многие технологические стадии обросли мифами и верованиями, так, например, для сбора исходного сырья выбирался сумрачный день, т.к. считалось, что «в дождливые дни горные боги спят и их добыча глин не потревожит», хотя, конечно, это легко объясняется и тем, что глины в пасмурные дни легче копать, в солнечные дни они становятся сухими и твердыми как камень. Если во время молитвы богам раздавался какой-либо звук (например, гром или рычало животное), то гончары рассматривали это как знак богов, что они препятствуют добыче глин в этот день. Для обжига же должно быть, наоборот, солнечно. Если костер не получалось развести сразу, то нужна была жертва богам в виде курицы и молитва о том, чтобы боги изгнали злых духов из костра.

Таким образом, исследование, проводимое на стыке археологии и современной этнографии, представляется крайне важным не только с точки зрения изучения реликтовых признаков традиционных технологий, но и в связи с достаточно агрессивной политикой китайского руководства по выселению ли из традиционных деревень, и отсутствием интереса к традиционной культуре у молодежи. Нашему основному респонденту, Ли Хуэйюй, проживающей в деревне Дунхэ городского округа Дунфан, 56 лет и она является самым молодым гончаром в деревне. Она до сих пор занимается производством керамики как для нужд семьи, так и на продажу, и для её односельчан деревенская керамика является более предпочтительной, нежели купленная в магазине. Вместе с ней мы проследили все стадии традиционного гончарного производства, а именно: выбор глин, добыча исходного сырья, высушивание, подготовка формовочной массы, формование сосуда, его высушивание и обжиг.

Также проведена работа в библиотеке г. Санья, где была собрана необходимая информация по народам ли и мяо, вопросам заселения о. Хайнань, предпринята поездка в г. Цюнчжун на фестиваль культур ли и мяо для работы с респондентами.

Хайнань – единственное место проживания народа ли, прямо на западе – Вьетнам, где в окрестностях Ханоя, фиксируется центр культуры Куиньван с древнейшей керамикой Юго-Восточной Азии. Керамическое производство ли, как и другие технологии, судя также и по жилищам с плоским глинобитным полом и очагам на трех камнях, достаточно архаично и уходит своими корнями в неолит. Полученные сведения о керамическом производстве ли могут стать неким эталоном для анализа другой керамической посуды. На данный момент выпущена книга по технологиям производства керамики ли «Hainan pottery craft» Пан Кэ, есть фильм канала Дискавери на английском языке, но в обоих источниках отсутствует научный аспект, взяты внешние признаки, представляющие собой этнографическое описание. Наша же цель, помимо историко-культурного анализа, включает в себя и технологическое описание, и химический, и петрографический анализы. Полученные материалы найдут свое отражение в готовящихся статье и фильме.